21 декабря 2016 г.

Страсти по "Нибулону"

Прилично ли в стране, где идёт война, хвастать званием «Герой Украины», полученным в далёком 2007 году за «экономические заслуги», задаются вопросом журналисты издания "Антикор"? Бизнес и мораль – слишком философская тема для одной статьи, поэтому мы рассмотрим «подвиги» лишь одного «героя Украины», а уж насколько они соответствуют такому высокому званию – решать вам. Итак, знакомьтесь: Алексей Афанасьевич Вадатурский, владелец крупнейшего агрохолдинга «Нибулон», один из богатейших людей Украины, самый настоящий олигарх – то есть человек, сосредоточивший в своих руках и крупный капитал, и власть. И как за любым человеком, начавшим крупный бизнес в 90-х, за ним тянется шлейф от десятков скандалов, но мы остановимся только на самых показательных.
ПТИЧКА ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЕТ
Поговорка, взятая для подзаголовка, оканчивается словами «и то сыта бывает» - это точно не о г-не Вадатурском. «Нибулон» экспортирует 4-5 миллионов тонн зерна из Украины (в разные годы это от 10 до 20 процентов всего экспорта!). Можно было бы порадоваться за то, что эта компания даёт многие тысячи рабочих мест, поддерживает имидж Украины как «мировой житницы». Это всё замечательно, конечно, ну а если к этому добавить такой факт: всё это море зерновых продаётся за рубеж по себестоимости… своим же оффшорным компаниям NIBULON S.A., а также NIBULON TRADING B.V.? А это значит, что налоги в Украине с реальной цены компания не платит! Насколько это «героически» по отношению к бюджету Украины, который только от занижения цены теряет около 40-45 миллионов долларов США в год? Украинские ООО «Нибулон» и голландско-оффшорные NIBULON S.A. и NIBULON TRADING B.V. вовсе не занимаются благотворительностью, ведь последние компании продают украинское зерно конечному покупателю уже по абсолютно реальным ценам. А вот у других, неродственных компаний эти перекупщики берут зерно и прочее сырьё по адекватной цене. Кстати, олигархи – это вовсе не обязательно патриоты своей страны. Члены олигархии могут либо сами быть членами правительства, либо оказывать решающее влияние на его формирование и принятие решений, но ОБЯЗАТЕЛЬНО в своих личных и групповых интересах.
Приведём лишь несколько цифр для сравнения: Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины продавала 15 июня 2015 года пшеницу конечному покупателю по 213,2 доллара за тонну, а «Нибулон» своим голландским «сестричкам» всего лишь по 176 долларов. Разница – 37,2 доллара за тонну (или 21%)! Это самая большая разница за последнее время, но она есть всегда – когда 4-5%, а когда 8-12 и аж до 21%. Зато в оффшоре платить налог с реальной цены приходится всего-то по ставке 2%. Недополученные украинским бюджетом деньги там на счетах и оседают. Есть в советском фильме «Айболит 66» песенка со словами «Нормальные герои всегда идут в обход» - вот эта фраза к нашему герою-олигарху применима куда больше, чем поговорка про птичку.
ПУСТИТЬ ХЛЕБ ПО ВОДЕ
Помните бывшего заместителя губернатора Николаевщины Николая Романчука, у которого подвалы оказались забиты деньгами и всяким прочим скарбом? Он тоже, кстати, «герой Украины», как и владелец агрогиганта… Так вот он – человек из окружения Вадатурского. Когда ещё Романчук был директором быстро нищавшего судостроительного завода «Океан», то у них с «Нибулоном» было на редкость продуктивное сотрудничество – намного более успешное, чем все другие проекты «Океана». Позже, уже при президенте Януковиче, «Нибулон» разорвал контракты и «Океан» был принят в оперативное управление холдингом скандального российско-кипрско-украинского олигарха Вадима Новинского.
Но вернёмся к «Нибулону». Разбив в Николаевской и Одесской областях автодороги своими зерновозами (особенно после отмены квот на экспорт), компания старалась максимально перевести логистику перевозок на водный транспорт. Но это не мешало «Нибулону» пиариться на показушном ремонте дорог, который вообще не соответствовал стандартам – олигарх ведь не собирался больше ими пользоваться, но хотел выглядеть патриотом. Для этого «Нибулон» создал целый собственный флот: 30 несамоходных суден, больше десятка буксиров, земснаряд и плавучий кран. Компания создала в Николаеве, где с советских времён оставались 3 судостроительных завода, собственное предприятие. Рекламу себе «Нибулон» устроил громкую (ну любят они хвастаться – что поделаешь). Им даже удалось привлечь президента Украины Петра Порошенко к запуску в 2015 году «комплексной инвестиционной программы по возрождению Южного Буга как главной транспортной артерии Николаевщины: отправлен первый грузовой рейс по реке Южный Буг». Алексей Вадатурский всегда держал нос по ветру – финансировал Рухи и УПН, потом партию Ющенко и его оранжевых друзей. Сын его странным образом возглавляет теперь местную ячейку партии Петра Порошенко, но о нём мы поговорим позже.
Если есть флот, то нужны и порты. С Николаевским портом у «Нибулона» было много шумных скандалов. Руководство порта Вадатурский даже назвал «сомалийскими пиратами» за то, что капитан порта не пускал его судно из-за проблем с габаритами и других причин. На стороне Вадатурского тогда выступил даже вручивший ему звание «Героя Украины» президент Ющенко (кстати, почему для таких людей он не ввёл более соответствующее звание – «Олигарх Украины»?). Сегодня у «Нибулона» с Николаевским портом есть договоры о совместной деятельности после того, как предприятие было искусственно доведено почти до полного банкротства. Зато теперь с невероятной скоростью банкротится порт Херсона и «Нибулон» уже заявил, что собирается взять его в концессию (ну а почему бы и не взять по дешёвке?). Интересует зернотрейдера также и Белгород-Днестровский, но там всё упирается в проблемы дноуглубления.
БЕЗДОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Три года назад «Нибулон» получил разработанный по его заказу проект дноуглубления. Но как только в Министерстве инфраструктуры Украины возникли вопрос к проекту, в частности, по поводу экологических экспертиз, то «Нибулон» снова начал шумно скандалить – на этот раз с МИУ. Цель давления – заставить государство провести дноуглубительные работы за свой (то есть наш с вами) счёт. На это уйдёт от 50 до 100 с лишним миллионов гривен. Зернотрейдер заявляет, что уже якобы начал дноуглубительные работы на реке Южный Буг (но за чей счёт?), хотя важнее всего для компании масштабные дорогостоящие работы на Днепре. Но работы эти нужны лишь «Нибулону» - ведь только у него зернохранилища находятся настолько высоко по реке. Вот как раз для удовлетворения интересов частного капитала с использованием власти и становятся олигархами. А параллельно «Нибулон» «героически» воюет с идеей единого речного сбора, ведь если его введут, то флот Вадатурского потеряет конкурентное преимущество на реке.
Сегодня без закона о внутреннем водном транспорте этот самый транспорт почти не облагается налогами. По словам экспертов, оборот грузов по реке сейчас около 5 миллионов тонн в год, из которых примерно 3 миллиона приходится на «Нибулон». Так вот пока себестоимость перевозки для фактического монополиста - «Нибулона» - составляет примерно 55 центов за тонну, а у других этот показатель намного выше – от 3 до 6 долларов. Попасть в равное положение со своими конкурентами «Нибулон» никак не хочет. К блокировке этого закона активно привлекается и сын Алексея Вадатурского – Андрей Вадатурский. По «счастливому стечению обстоятельств» он является народным депутатом, членом президентской фракции БПП и членом аграрного комитета ВР. А ещё в его владении 20% акций предприятия отца. Вам кажется, что тут есть некий конфликт интересов, лоббизм и даже, не дай Бог, проявление олигархии? Это мелочи по сравнению с тем, как было в молодости героического отца Андрея: в 90-х годах будущий герой Украины Алексей Афанасьевич был ОДНОВРЕМЕННО заместителем областного управления хлебопродуктов. Являясь при этом владельцем и руководителем зернотрейдера «Нибулона»! Так что это у них семейное. В общем, по-народному суть олигархии коротко и ёмко можно выразить поговоркой «пусти козла в огород».
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ
«Нибулон» сегодня обрабатывает около 80 тысяч гектаров пахотных земель. Имеет по Украине 45 представительств, свой флот, судостроительный завод, почти уже имеет порты и монопольное положение на реке, множество зернохранилищ, ведущее положение на рынке зернопродуктов, а также кукурузы, сои, масличных культур. Но аппетит ведь приходит во время еды, как известно. «Нибулон» - вертикально интегрированная компания, которая практически во всём имеет замкнутый цикл и это, по мнению владельцев, даёт им право диктовать свои условия не только на рынке сельхозпродукции и речных грузоперевозок, но даже и государству, экологам, дорожникам, целым министерствам и так далее. В своё время при губернаторе Николаевщины Николае Круглове Алексей Вадатурский приватизировал (забрал за долги) первый колхоз, доведённый до банкротства. Дальше их было ещё множество. За это он получил прозвище «Колхоз-Миллиардер». Буквально с каждым объектом, который попадал в собственность «Нибулона», связаны скандалы. Тогда же, при Круглове (которого «герой Украины» Вадатурский не устаёт хвалить в многочисленных интервью) «Нибулон» зашёл в свободную экономическую зону «Николаев», приобретя участок земли с возможностью арендовать морскую акваторию. Там же были построены зернохранилища и даже персональная таможня! Впрочем, зерно хранилось как попало, в портах и даже в акватории курортов Коблево «Нибулон» не раз создавал экологические проблемы – банально загрязнял воду нефтепродуктами. Лишь при президенте-беглеце Януковиче над «Нибулоном» сгустились было тучи. Но не потому, что государство решило призвать к порядку зарвавшихся бизнесменов, а просто на бизнес этот, говорят, положил глаз всесильный тогда друг президента, ещё один олигарх Юрий Иванющенко («Енакиевский»).
Но, похоже, чутьё начало подводить бизнесмена Вадатурского. «Нибулон» очень много вкладывает в строительство пассажирского флота (в том числе «ракет») при почти полном отсутствии спроса на такие перевозки. Предприятие сильно закредитовано, в том числе и Европейским банком реконструкции и развития. В принципе, это хороший показатель, что такая структура даёт кредиты, но может это происходит на основании устаревших данных о положении дел в компании? Говорят, что новые кредиты Вадатурскому-старшему успешно помогает лоббировать сын-депутат. Экономические эксперты всерьёз озабочены нынешним положением «Нибулона», называя его «колоссом на глиняных ногах». Большая часть новых кредитов идёт на погашение старых. А об эффективности последних проектов можем прочитать в прессе: «не оправдал ожиданий Новоодесский зерновой терминал. Учитывая вложенные в него $20 млн, он должен был приносить не меньше $3 млн в год, однако реальный показатель оказался в два-три раза меньше. Не доказал своей эффективности и новейший терминал в Вознесенске». В связи с нынешним положением «Нибулона» аналитики напоминают о судьбе крупнейшей агрофирмы «Мрия». Она так же, как сегодня «Нибулон», всячески пыталась решить свои долговые проблемы, но в итоге объявила технический дефолт 2 года назад. Но вряд ли без куска хлеба останутся владельцы «Нибулона», ведь мы рассказали в начале статьи об оффшорных предприятиях, которые «героически» торгуют украинским зерном с максимально возможной маржой. Так что за «героя Украины» Алексея Вадатурского (а он на каждом углу напоминает об этом своём звании, даже сейчас – во время войны) можно не переживать. Но как эту ситуацию переживут входящие в ООО «Нибулон» подразделения и десятки тысяч работников? Вряд ли на этот вопрос готов ответить даже член комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений (и пока ещё не «герой Украины», но уже начинающий олигарх) Андрей Вадатурский. Да и вряд ли его это волнует.

"КIПѢЖЪ"